Главная

История

Дискография

Видеография

Книги

Гастроли

Архив песен

Гостевая книга

Разное

Ссылки

О сайте

ВСЁ, ЧТО ВЫ ХОТЕЛИ ЗНАТЬ О ТЕХНИКЕ И ИНСТРУМЕНТАХ РАДИОХЭД!

перевод: Ник Трезор

Автор - Оливер Лабон

Я знаю, что многие люди часто спрашивают о различных образцах музыкального оборудования, которые участники "Радиохэд" используют и как они достигают такого широкого разнообразия в звучании. Я изучил их различную аппаратуру достаточно подробно и поэтому думаю, что мог бы поделиться некоторыми своими знаниями с другими фанами.
Я устроил в этой статье несколько самостоятельных разделов, с тем, чтобы вы легче могли найти то, что ищете. Основные разделы здесь: гитары, усилители, звуковые эффекты и прочая техника (сюда входят отдельные инструменты и мелочи, которым не нашлось место в каком-либо другом разделе). В общем, надеюсь, вас увлечет эта и тема, и вы найдете ответы на все вопросы, которые вы хотели задать.


1) ГИТАРЫ
Участники перепробовали сразу несколько различных видов гитар с тех пор, как начали свою деятельность, однако есть несколько моделей и марок, которые у них чрезвычайно популярны и использовались постоянно на протяжении многих лет.
Том: Вне всяких сомнений, любимые гитары Тома - "Fender Telecaster". Он широко использовал Телекастеры начиная с времен первого альбома "Pablo Honey" и вплоть до настоящего времени. Из Телекастеров Том чаще всего использовал "Telecater Deluxes" и "Customs". Данные модели выпускаются с 70-х годов и их легко можно узнать по их особенно большой защитной накладке гитары по сравнению с обычными Телекастерами, а также потому, что они имеют один (или больше) широкий (типа "хамбекер", т.е. подавляющий шумы) звукосниматель. "Telecaster Deluxe" имеет большую накладку и два широких звукоснимателя, систему "hard-tail" или тремоло-рычаг на машинке; он также напоминает модель "Стратокастер" в стиле 70-х своим грифом и увеличенной головкой c рельефной эмблемой фирмы Fender. "Telecaster Custom" почти такой же, как и "Делюкс", если не считать того, что он имеет только один широкий звукосниматель и у него имеется обычная для всех Телекастеров машинка, держащая строй по три струны в гнезде и единичный звукосниматель возле машинки; у "Кастом" также традиционно для Телекастеров маленькая головка, но при этом с той же рельефной эмблемой фирмы. По последним подсчетам, у Тома в арсенале были две гитары "Делюкс" и одна - "Кастом". Своими глазами вы можете увидеть эти гитары в "My Iron Lung" и других песнях группы.
Том использует также и другие разновидности модели Телекастер. Во времена работы над альбомом "Pablo Honey" Том использовал "Telecaster Thinline ("Тонкая линия")". Этот свой Финлайн Том переделал для собственных нужд. Эта модель первоначально имела стандартный гриф и единичные датчики около машинки, и, что необычно для Финлайнов, нормальную телекастеровскую защитную накладку. Но затем Том внес свои изменения: убрал накладку и стандартные грифовые звукосниматели и установил на их месте черный единичный датчик на грифе и черный широкий "хамбекер" без корпуса посередине; стандартная для Телекастера машинка и соседствующие с ней датчики остались на месте без изменений. Эту его гитару легко можно распознать по наклейке с изображением японского военно-морского флага, приклеенной позади машинки. У Тома в те времена также имелся и абсолютно нормальный Телекастер без прибамбасов, который можно увидеть у него на фотографии внутри буклета к альбому "Pablo Honey".
Сейчас одна из любимых гитар Тома - сильно модернизированный светлый Телекастер с черной защитной накладкой. Эта гитара модифицирована таким образом, что у нее есть два датчика типа "хамбекер", машинка системы "hard-tail", и стратокастеровские гриф и головка; в ней также предусмотрен разъем для микрофона на панели управления, а не на изгибе корпуса, как обычно.
Данный Телекастер Тома наиболее часто можно увидеть вживую на концертах группы времен "The Bends".
Гитарой, которую Том начал использовать весьма часто во время гастролей с "OK Computer", стала "Fender Jazzmaster". Джазмастер была популярной моделью на гребне музыки 60-х годов, и снова вошла в моду (наряду с такой гитарой, как "Jaguar") в наши дни, с расцветом альтернативного рока. Джазмастер, который имеется у Тома, был изготовлен в Японии в порядке переиздания ( совсем недавно эту модель начали снова делать и в Соединенных Штатах) и раскрашен в черный с белым цвета. Том играет на этой гитаре в таких песнях, как "Airbag", "Lucky", "Street Spirit" среди прочих.
Довольно часто Йорку приходилось использовать и гитару "Gibson SG Standard". Гибсон использовался еще во время работы над первым альбомом группы, но с тех пор уже долгое время эту гитару у него никто не видел. Либо Том перестал доверять этой гитаре свою музыку, либо она оказалась в числе инструментов, которые были украдены у музыкантов "Радиохэд" во время одного из их американских туров. Этот Гибсон остался в памяти потомков на их старых вещах, таких как "Stop Whispering".
Еще одной гитарой, которую Том купил во время гастролей в поддержку "ОК Компьютер" и которая определенно вошла в число его любимых, является "Rickenbaker 330". Дело в том, что на Рикенбекерах в основном пилил Эд, и Том, наслушавшись от Эда об этой гитаре, тоже загорелся ею, и в итоге сходил и купил себе такую же. Том использует свой Рикенбекер в студии, и изредка на живых концертах.
Акустические гитары занимают значительное место в звучании песен "Радиохэд" и на них всегда играет Том, будь то в студии или на концерте. Во время работы над "Pablo Honey" основной акустической гитарой Тома была была электро-акустическая "Takamine". Теперь же на первом месте у Тома стоят две черные электронные акустические гитары "Yari Dy", 88-й модели. Том также от случаю к случаю использует свой старый "Gibson Hummingbird", снабженный звукоснимателем типа "Fishman". Акустические гитары Тома можно видеть во время исполнения "Paranoid Android", "Fake Plastic Trees", "Karma Police" и многих-многих других песен.

Эд: Если музыкант Том Йорк стойко ассоциируется с Телекастерами, то тогда Эд О'Брайен - исключительно с Рикенбекерами. В наши современные 90-е, где Рикенбекеры уже мало кто признает, Эд является одним из самых лучших адвокатов этой марки гитар. Как только группа на заре своей карьеры заключила первое успешное соглашение со звукозаписывающей компанией, Эд пошел и купил себе сразу два Рикенбекера: один - светлый, 360-й модели (скорее всего, приспособленный под двенадцать струн), другой - красный, также 360-й. Обе эти гитары очень активно и напряженно использовались, как при работе над "Pablo Honey", так и над "The Bends". В настоящий момент Эд применяет три более новых Рикенбекера в работе на сцене и в студии: две 360-х, разрисованных под "огненное плямя" и одну 360-ю, под "реактивный двигатель", причем последняя также является двенадцатиструнной версией 360-го Рикенбекера. Все эти гитары Эда появляются в деле почти повсюду, например на песнях "Karma Police", "Bones" и "The Bends".
На сцене Эд также играет на Стратокастере так называемого "американского стандарта". Эти гитары - почти как обычные Стратокастеры, за исключением того факта, что у них золотые ленточные звукосниматели, а стандартные белые накладки заменены на аналогичные, но из чистого пластика. Эд предпочитает гитары этой модели потому что, по его словам, "они действительно самые подходящие для всяких звуковых эффектов". Он часто использует на своих Стратокастерах вместе с тоновым рычагом на машинке так называемый "электронный смычок" (подробнее о нем в разделе звуковых эффектов), не синхронизируя их друг с другом. Такую вещицу можно заметить на "Subterranean Homesick Alien" и на "My Iron Lung".
Еще одна гитара из числа любимых у Эда - изготовленная в домашних условиях самоделка, который Эд ласково называет "доской". Эту гитару Эду смастерил один из гитарных техников группы Питер Клементс, и она представляет собой гибрид из нескольких прочих моделей гитар. У "доски" корпус взят от Рикенбекера, к нему подогнан широкий датчик от другой модели, а гриф позаимствован у гитары марки "Гибсон". Эд обожает эту самодельную гитару и весьма часто играет на ней. Вживую "доска" использовалась в песне "You", а также на сравнительно новом треке "Follow Me Around".
От случая к случаю Эд использует еще одну полуакустическую гитару - "1965 Gibson ES-355". Дизайн этой гитары распространен с конца 50-х годов, и в нем много общего с более популярной моделью "Gibson ES-335".
Эд совсем недавно прикупил новую гитару, с тем, чтобы использовать ее при записи очередного, четвертого альбома группы. Это Телекастер "американского стандарта", с абсолютно белым корпусом, а панель с ладами у него изготовлена из палисандрового дерева. Эту гитару Эд никак не модифицировал, и у нее все стандартные характеристики.

Джонни: Если бы не Джонни с широчайшим разнообразием звуков, которое он привносит в творчество "Радиохэд", вся музыка группы звучала бы совсем по-иному. Хотя сам Гринвуд-младший говорит, что "я не делаю из гитар культа - мне это скучно", у него есть несколько моделей, которые можно определенно назвать самыми любимыми. Как и Том, больше всего Джонни уважает модели "Fender Telecaster", которые у него сильно усовершенствованы. Хотя Джонни и является счастливым обладателем целой коллекции Телекастеров, единственными, которые он действительно использует, являются два сделанных на заказ образца "Телекастер Плюс", которые можно отличить друг от друга только по различным наклейкам, прилепленным к защитным накладкам. "Телекастер Плюс" - модель, которая была запущена в продажу компанией "Fender" в самом начале 90-х годов и выпускалась примерно года до 1995-го. Гитары этой модели весьма сходны с Телекастерами "американского стандарта", а наиболее характерное отличие от "американок" - конфигурация датчиков. "Телекастер Плюс" предусматривает один ленточный сенсор, расположенный на грифе, и два ленточных сенсора, возвышающихся на металлической пластине, которая в свою очередь установлена на машинке; все эти сенсоры связаны электропроводом и образуют таким образом единый мощный звукосниматель. Датчики у "Телекастеров" Джонни - это синий сенсор на грифе и красные сенсоры на машинке; красные сенсоры имеют очень высокий уровень выходного звука, такой же, как у целого датчика типа "хамбекер", если даже не больше. Стандартная машинка Телекастера, которая обычно содержит звукосниматели, заменена на систему "hard-tail". Контрольная панель гитар Джонни также весьма усовершенствована на обоих моделях и предусматривает, в частности, дополнительную функцию, такую как "разъединение датчиков". Телекастеры Джонни также примечательны установленным на них специальным устройством, известным как "cut-off switch", которое, как и следует из названия, может резко обрывать сигнал, подаваемый от датчиков к усилителям; данная штучка придает гитаре "заикающийся" эффект. Вышеописанные Телекастеры Джонни - это его незаменимые рабочие лошадки и были использованы едва ли не на всем протяжении последнего творчества "Радиохэд".
У Джонни были другие Телекастеры, на которых он играл до этих двух - частично стандартные, частично преобразованные. Джонни, вместе с другими участниками, лишился нескольких инструментов во время американского тура, когда они были похищены. Из набора любимых Телекастеров Джонни недосчитался двух штук во время той кражи, к огромной своей досаде.
Единственной, кроме Телекастеров, гитарой, которую Джонни иногда использует на сцене, является "Fender Starcaster". Это довольно малоизвестная модель, которая производилась фирмой "Fender" в короткий промежуток времени с середины до конца 70-х, с целью конкурировать с серией джазовых гитар со "скрипочным" дизайном ( т.н. арх-топы) фирмы "Gibson". В наши дни очень трудно отыскать образцы таких фендеровских гитар джазового дизайна, поэтому гитара Джонни, скорее всего, весьма раритетная. Сама гитара фактически представляет собой арх-топ, почти идентичный с моделью "Fender Coronado", но при этом с не таким тонким корпусом и рожками, каждый из которых различной длины; на Старкастере имеются два широких звукоснимателя и машинка системы "hard-tail", наряду с пятью регулировками тона и громкости. Джонни особенно интенсивно использовал эту гитару на треке "Subterranean Homesick Alien".

Колин: Колин исповедует весьма традиционные для современного бас-гитариста предпочтения. Гринвуд-старший всегда использует бас-гитары "Fender Precision" на сцене и в студии, почти никогда им не изменяя. Несмотря на то, что Колин собрал довольно внушительную коллекцию бас-гитар этой модели, все они абсолютно стандартные по своим параметрам и ничего примечательного в них нет. Единственные альтернативные басы у Колина - это гитары модели "Music Man Stingray", на которых он играет от случая к случаю, в основном это касалось периода "Pablo Honey".

2) УСИЛИТЕЛИ (КОМБИКИ)
Все ребята в группе используют в большинстве своем сходную усилительную технику для своих гитар, и похоже, они вполне довольны тем звуком, который они производят. При этом большинство участников используют больше чем один усилитель, с тем, чтобы добиться разнообразных вариантов звучания.
Том: Лидер группы использует один основной тип усилителя, который, похоже, удовлетворяет все его запросы. Это "Twin Reverb" фирмы "Fender". "Твин"-ы - довольно могучие комбики, передающие с мощностью 85 ватт через два двенадцатидюймовых динамика. Эти усилители славятся своим очень чистым сигналом, даже на высоких уровнях громкости. Том использует "Твин" для всей своей гитарной работы и применяет приставку системы "дисторшен", когда ему надо замутить звук. Иногда на сцене размещается и второй "Твин", в качестве дублирующего усилителя. "Твин"-ы Тома, как правило, установлены на возвышении ударной установки, непосредственно перед барабанами Фила.
Не так давно Том приобрел и комбик модели "Marshall Bluesbreaker" и использует его в настоящий момент в работе над новым, четвертым альбомом. "Блюзбрэкер" - это усилитель мощностью 40 ватт, который изготовлялся фирмой Маршалла в 60-е годы и был перезапущен в производство в 90-е.
Эд: У Эда в выступлениях на сцене использует от двух до трех усилителей. Как и Джонни, Эд предпочитает модель"AC-30 Top-Boost" усилителя "Vox", укомплектованный сделанными на заказ динамиками с задней крышкой синего цвета. "AC-30" были выпущены в продажу в 60-х и теперь уже являются классикой, так как стали заметной частью британского музыкального бума тех лет. В 90-х, следуя многочисленным просьбам трудящихся, производство этой популярной модели было возобновлено. Эд любит звучание своего комбика, изготовленного в 90-е годы, однако он говорит, что с огромным удовольствием послушал бы и тот самый "AC-30" сборки 60-х.
Не реже, чем "Vox", Эд использует и усилители лейбла "Mesa-Boogie" (один или два). Обычно это "Normal Rectifier Tremoverb", который Эд просто обожает и широко применяет, особенно в композициях, перегруженных звуком.
Джонни: У Гринвуда-младшего на сцене всегда два усилителя. Первый - это "Vox AC-30", полностью идентичный инструменту О'Брайена. Джонни вообще большой фанат классического воксовского звука и использует "AC-30" уже достаточно продолжительное время.
В сочетании с "AC-30" Джонни применяет также "Fender Deluxe'85", модель фирмы "Fender", которая берет свое начало в 80-х годах ( Такой вывод напрашивается из-за наличия красных кнопок - непременного атрибута фендеровских усилителей 80-х). "Deluxe" по принципу действия - транзисторный усилитель и является однозначным фаворитом у Джонни, причем Гринвуд-младший разорился на этот комбик еще даже до того, как группа подписала свой первый контракт с лейблом "Parlophone".
Колин: Как и большинство бас-гитаристов, Колин не ограничивает себя только одним комбиком, а складывает разнообразные вариации из всяческих усилителей и предусилителей в самых диких сочетаниях - с тем, чтобы добиться уникального звучания. Поскольку все эти усилители работают в одной системе, трудно с определенностью сказать, какой они модели и чьего производства. Усилитель, с которым Колин работает наиболее часто - это "Gallen Krueger 800". В зависимости от того, сколько нужно динамиков, Колин применяет две колонки "Ampeg" размером 4*12, выстроенные в ряд, либо один такой "ящик", но размером 8*10.

3) ЗВУКОВЫЕ ЭФФЕКТЫ
Очевидно, что "Радиохэд" используют широкий диапазон эффектов, что делает возможным то звуковое многообразие, которое представлено на их альбомах. Комбинируя различные сочетания аудио-эффектов и импровизируя с каждым из них, они получают возможность создавать завораживающий звуковой ландшафт. Их звуковые эффекты выявить и подробно описать гораздо труднее, что что-либо другое в их музыкальной амуниции, поскольку они не так видимо присутствуют, как другие инструменты, но тем не менее автор данной статьи сделал это, будучи аккуратным как только это возможно.
Том: Козырь Тома как музыканта - это скорее не звучание, а ритм, поэтому он использует не так много эффектов. Обычно он оставляет всю работу над эффектами Эду и Джонни, в то время как сам поддерживает устойчивый ритм, чтобы соединить разные звуковые слои воедино. Среди тех звуковых примочек, которые в распоряжении Тома - в первую очередь педаль "Pro-Co Turbo Rat Distortion", который Том применяет преимущественно на песнях с тяжелым звучанием, таких как "My Iron Lung", а также педаль "Boss DD-5 Digital Delay". Том также прогоняет звук своих гитар через предусилитель "JMP-1" фирмы "Marshall", чтобы достичь определенных тонов.
Эд: Эд О'Брайен - неотъемлемый участник радиохэдовского звукового творчества и нередко использует свои эффекты для создания шедевров звучания ( к примеру, это именно Эд возникает со своим потрясающим проигрышем в начале хита "Lucky"). В работе над звуком Эд комбинирует весь ассортимент педалей из имеющегося у него комплекта мультиэффектов фирмы "Korg", выдавая на гора немало интересных фоновых "подкладок" для музыки "Радиохэд". Среди примочек Эда - такие как "Digitech Whammy-Wah", дисторшен "Marshall Shredmaster", еще один дисторшен "Companion", рычаг "Jim Dunlop", звукоогибающий фильтр "Lovetone Meatball ("Тоновая фрикаделька")", вещицы под названием "Electro-Harmonix Small Stone" и "Electric Mistress ("Электрическая любовница")", несколько эхо-ревербераторов "Space-Echo" компании "Roland", педаль "Boss DD-5 Digital Delay" ( такая же, как у Тома), несколько других звукозадерживающих устройств "Boss", смонтированных вместе, реле "MXR Phaser", а также "AMS" - еще одна delay-примочка, затягивающая звук ( это используя именно её, получился такой эффект в самом конце песни "Karma Police"). У Эда также имеются несколько звуковых мультиэффектов "Korg" серии "А-2", соединенные в один ряд, которые очень широко применялись на альбоме "The Bends".
Характерный звук, который издают гитары Эда, обеспечивается благодаря "E-bow" или так называемому электронному смычку ( приспособление, которое держится над струнами и заставляет их вибрировать и колебаться). "Смычок" установлен вместе с рычагом машинки на Стратокастере Эда и может придавать звучанию жужжащий эффект, в частности, это прекрасно слышно на "My Iron Lung".
Джонни: Среди всех участников коллектива Джонни, вероятно, именно тот человек, создаваемое которым звучание и позволяет лучше всего определить: да, это именно "Радиохэд" и никакая другая группа. На сцене Гринвуд-младший буквально разрывается между гитарами, клавишными и сэмплером, чтобы выжать из всего этого столь неповторимый звук. Как и у Эда, у Джонни имеются два чемодана, набитых звуковыми примочками, с которыми он летает по всему свету, а также оборудование, расставленное на полках в студии. Джонни старается засекречивать информацию о том, какие звуковые эффекты он использует и в каком порядке они у него соединены, так что он него самого почти не добьешься разглашения "секретов фирмы". Достаточно будет сказать, что у него огромная коллекция примочек, среди которых: упоминавшиеся выше дисторшены "Marshall Shredmaster" и "Pro-Co Rat", "SD-1 Super Overdrive" фирмы "Boss", переключатель высоты звука, реле "Small Stone", самодельный рычажок для изменения тембра, флэнждер ( эффект, при котором копия сигнала сдвигается не на постоянный интервал, а на циклически меняющийся, в результате создается иллюзия, что источник звука крутится), "Roland Space Echo" и "Boss DD-5 Digital Delay" ( имеющиеся также у Эда), линейный селектор "Boss LS-1" ( используется для быстрого переключения между различными усилителями и узлами), а также установленная на стойке вещь под названием "Mutronics Mutator" ( та вещь, благодаря которой так особенно звучит соло в конце песни "Paranoid Android") среди прочих. Эффект, использованный на треке "My Iron Lung" и придавший ей такое необычное звучание во время соло-проигрышей, сделан с помощью искусного переключения высоты тона на педали "Digitech Whammy-Wah" ( любимая штучка как у Эда, так и у Джонни).
Колин: Колин не использует слишком большого числа примочек на своих басах, но одна безусловно заслуживающая внимания вещь - это японская fuzz-педаль образца 60-х, которую ребята где-то приобрели во время турне по Соединенным Штатам. С ее помощью басам Колина придан такой эффект "дисторшен" (искажения) в конце трека "Exit Music (for a film)". Кроме того, у Колина в арсенале есть дисторшен "Companion", басовый синтезатор "Novation Bass Station", звукокомпрессор "DBX-160" и ламповый предусилитель "Alembic".

4) ПРОЧАЯ ТЕХНИКА
Цель этого раздела - кратко разложить по полочкам прочее оборудование "Радиохэд", не попавшее в предыдущие разделы. Здесь несколько инструментов и мелочей, которые могут быть интересными.
Ударные: Филу приходилось использовать всего два вида ударных установок за все время "стучания" в "Радиохэд". Во времена "Pablo Honey" он стучал на ударных "DW", вместе с цымбалами "K"; главный барабан этой установки немного отличался от такого же у аналогичных групп, сейчас он уже больше не используется. Сейчас Фил имеет дело с ударными "Premier" и стучит на них на всех студийных и живых выступлениях, а вместе с ними использует цымбалы марки "Zildjian".
Клавишные: "Радиохэд" в своей деятельности используют несколько видов клавишных для оформления фоновой "подкладки", либо для наслоения новых звуков. На сцене их главный клавишный синтезатор - это "Rhodes Organ" фирмы "Fender", модель, сконструированная в шестидесятые годы. Этот мини-орган был использован вживую на таких вещах, как "Karma Police" (играл Джонни) или "Subterranean Homesick Alien" (играл Том).
Кроме мини-органа "Rhodes" на сцене, у Джонни также имеется пара основанных на midi-формате клавишных, которые обеспечивают широкий диапазон эффектов, например, хоровые партии на "Exit Music (for a film)".
Наконец, в студии Джонни играет на клавиатуре "Moog", которую при умелом обращении можно настроить на очень разные вариации качественного звука. На видео "Meeting People Is Easy" прекрасно видно, как Джонни в студийной комнате управляется с этим прибором.
Сэмплеры: У Джонни на сцене имеются два абсолютно одинаковых сэмплера, произведенных фирмой "Akai". На них записаны сэмплы к таким песням, как, например, "No Surprises".
Струны: Большинство музыкантов группы предпочитают струны марки "Elite", 10-го диаметра. Колин использует на своей бас-гитаре струны "Elite Stadium Series".
Замки для гитарных ремней: У всех ребят есть тот или иной вид замков на гитаре. Том использует замки "Jim Dunlop" на одних своих гитарах и замки "Schaller" на других. Как у Эда, так и у Джонни замки "Schaller" на их гитарах. Наконец, замки на ремнях бас-гитары Колина - фирмы "Jim Dunlop".

Если есть дополнения или вопросы к автору - пишите: ray@designworks.co.nz
 

Использован материал с сайта radiohead@om

© 2003-2004 On A Friday

Hosted by uCoz